- СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
- — соглашение, заключенное в Москве 15 апреля 1994 г. (с изм. от 2 апреля 1999 г.) Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Грузия, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной. Государства — участники Соглашения для достижения целей Соглашения обеспечат взаимодействие в решении конкретных задач создания зоны свободной торговли, направленных на:
— отмену таможенных пошлин, а также налогов и сборов, имеющих с ними эквивалентное действие, и количественных ограничений;
— устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг;
— создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;
— сотрудничество в проведении торгово-экономической политики для достижения целей Соглашения в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, а также в развитии добросовестной конкуренции и т.д.;
— содействие межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и научнотехническому сотрудничеству;
— гармонизацию и/или унификацию законодательства Государств — участников Соглашения в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли (п. 1 ст. 1 Соглашения). Соглашение применяется на таможенных территориях Государств — участников Соглашения, как они определены их национальным законодательством. Наблюдение за ходом выполнения Соглашения, разработку предложений по развитию их торгово-экономического сотрудничества, согласование и координацию экономической политики для достижения целей Соглашения осуществляет Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза (ст. 1а Соглашения). Государства — участники Соглашения не применяют таможенные пошлины, а также налоги и сборы, имеющие с ними эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенных территорий других Договаривающихся Сторон. Под количественными ограничениями и другими административными мерами для целей Соглашения подразумеваются любые меры, применение которых создает материальное препятствие или ограничение для импорта товара, происходящего с территории одной Договаривающейся Стороны, на территорию другой Договаривающейся Стороны или экспорта товара, происходящего с территории одной Договаривающейся Стороны, на территорию другой Договаривающейся Стороны, включая:
— квотирование;
— лицензирование;
— контроль за ценами или иными условиями поставки;
— иные особые требования к экспорту или импорту, прямо или косвенно ограничивающие права экспортера или импортера по сравнению с правами продавца или покупателя аналогичного товара, находящегося на территории страны его происхождения и осуществляющего закупку или продажу на этой территории. Страна происхождения товара определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения (Правила определения страны происхождения товаров утверждены Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 г.). Все сборы и платежи (за исключением таможенных пошлин, налогов и приравненных к ним сборов), устанавливаемые Договаривающимися Сторонами в связи с ввозом или вывозом товаров во взаимной торговле, не должны превышать в разумных пределах прямых фактических затрат. Договаривающиеся Стороны будут стремиться к упрощению и унификации административных формальностей (ст. 5 Соглашения). Договаривающиеся Стороны примут меры к максимальному упрощению и унификации таможенных формальностей, в частности, путем введения единых форм таможенной и товаросопроводительной документации, ориентируясь на действующие международные соглашения и договоренности. Договаривающиеся Стороны поручат своим компетентным органам подготовить предложения, касающиеся гармонизации таможенных процедур и взаимного признания таможенных документов и таможенных обеспечений (ст. 6 Соглашения). При осуществлении мер тарифного и нетарифного регулирования, ведении статистического учета и обмене статистической информацией, а также для таможенного контроля и оформления Договаривающиеся Стороны будут использовать товарные номенклатуры внешнеэкономической деятельности, основанные на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Для собственных нужд Договаривающиеся Стороны осуществляют дальнейшее развитие национальных товарных номенклатур. Ведение эталонного экземпляра Гармонизированной системы описания и кодирования товаров осуществляет РФ через имеющиеся представительства в соответствующих международных организациях, пока другие Договаривающиеся Стороны не заявят о самостоятельном ведении эталонного экземпляра (ст. 7 Соглашения).
Договаривающиеся Стороны не будут прямо или косвенно облагать происходящие с таможенной территории других Договаривающихся Сторон товары налогами и сборами фискального характера в размере, превышающем их уровень для национальных товаров. Этим товарам предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным отечественным товарам в том, что касается всех законов, правил и требований, затрагивающих их продажу на внутреннем рынке, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Договаривающиеся Стороны будут представлять полную информацию обо всех действующих налогах и других сборах фискального характера (ст. 8 Соглашения).
Договаривающиеся Стороны во взаимной торговле не облагают косвенными налогами (НДС, акцизами) товары (работы, услуги), экспортируемые с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон на таможенную территорию другой Договаривающейся Стороны. Это положение означает обложение НДС по ставке 0%, а также освобождение от акцизов экспортируемых товаров. В государствах — участниках Соглашения, в которых не предусмотрено национальным законодательством обложение НДС по нулевой ставке, применяется освобождение от НДС товаров (работ, услуг). Порядок применения косвенных налогов вводится в действие в соответствии с национальным законодательством Договаривающихся Сторон с 1 января 2000 г. (ст. 8а Соглашения). Договаривающиеся Стороны согласились не предоставлять экспортные и иные субсидии предприятиям, находящимся на их территориях, если в результате предоставления таких субсидий нарушаются условия добросовестной конкуренции. Договаривающиеся Стороны обеспечивают прозрачность мер, связанных с предоставлением субсидий, путем обмена информацией по просьбе любой из Договаривающихся Сторон (п. 1, 2 ст. 9 Соглашения). Соблюдение принципа свободы транзита является важнейшим условием достижения целей Соглашения и существенным элементом процесса их подключения к системе международного разделения труда и кооперирования. Транзитные перевозки не должны подвергаться необоснованным задержкам или ограничениям. Транзит через территорию каждой Договаривающейся Стороны осуществляется на основе принципа свободы транзита по путям, наиболее подходящим для международных транзитных перевозок, для транзитных перевозок на территории или с территорий других Договаривающихся Сторон без какого-либо различия или дискриминации, основанной на флаге судов, месте происхождения, отправления, захода, выхода или назначения или на каких-либо обстоятельствах, относящихся к собственности на товар, суда или другие транспортные средства. Условия транзита, включая тарифы на перевозку любыми видами транспорта и оказание услуг, определяются отдельным соглашением (ст. 10 Соглашения). Соглашение о порядке транзита через территории государств — участников СНГ заключено в Минске 4 июня 1999 г. Реэкспорт товаров, поставляемых в рамках Соглашения, регламентируется Соглашением о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешений на реэкспорт от 15 апреля 1994 г. между государствами — участниками СНГ (ст. 11 Соглашения). Договаривающиеся Стороны будут способствовать развитию производственной кооперации и научно-технического сотрудничества на межгосударственном (межотраслевом, региональном) уровне и на уровне хозяйствующих субъектов, в том числе путем предоставления различных форм государственной поддержки (ст. 12 Соглашения). Соглашение не препятствует праву любой из Договаривающихся Сторон принимать общепринятые в международной практике меры государственного регулирования в области внешнеэкономических связей, которые она считает необходимыми для защиты своих жизненных интересов или которые, безусловно, необходимы для выполнения международных договоров, участником которых она является или намеревается стать, если эти меры не применяются произвольно или дискриминационным образом и касаются:
— защиты общественной морали и общественного порядка;
— защиты жизни и здоровья людей;
— охраны животных и растений;
— защиты окружающей среды;
— охраны художественных, археологических и исторических ценностей, составляющих национальное достояние;
— защиты промышленной и интеллектуальной собственности;
— торговли золотом, серебром или иными драгоценными металлами и камнями;
— сохранения невосполнимых природных ресурсов;
— ограничения экспорта продукции, когда внутренняя цена на эту продукцию ниже мировой в результате осуществления государственных программ поддержки;
— нарушения платежного баланса. Ничто в Соглашении не препятствует праву любой из Договаривающихся Сторон применять любые меры государственного регулирования, которые она считает необходимыми, если эти меры касаются:
— обеспечения национальной безопасности, включая предотвращение утечки конфиденциальной информации, относящейся к государственной тайне;
— торговли оружием, военной техникой, боеприпасами, оказания услуг военного характера, передачи технологий и оказания услуг для производства вооружения и военной техники и в других военных целях;
— поставки расщепляющихся материалов и источников радиоактивных веществ, утилизации радиоактивных отходов;
— мер, применяемых в военное время или в других чрезвычайных обстоятельствах в международных отношениях;
— действий во исполнение ею обязательств на основании Устава ООН для сохранения международного мира и безопасности (ст. 13 Соглашения). Соглашение устанавливает правила применения специальных торговых мер. Соглашение открыто для присоединения любого государства, признающего положения Соглашения, которые действуют на момент присоединения, и выражающего готовность выполнять их в полном объеме. Присоединение осуществляется на условиях и в порядке, определяемых в отдельном соглашении с присоединяющимся государством, которое предварительно согласовывается и подлежит одобрению всеми Договаривающимися Сторонами в соответствии с их внутригосударственными процедурами (ст. 24 Соглашения). Приложениями к Соглашению являются:
а) Правила определения страны происхождения товаров (Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 г. Правила признаны утратившими силу);
б) Соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 181 Соглашение одобрено и представлено Президенту РФ для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ на ратификацию. Соглашение временно применяется для РФ с даты подписания.
Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.