- СОГЛАШЕНИЯ РОССИИ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА
- . В настоящее время действует около 50 международных соглашений (конвенций, договоров), заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами по вопросам избежания двойного налогообложения доходов. Большинство из этих соглашений предусматривают также процедуры избежания двойного налогообложения имущества. Наряду с соглашениями, заключенными Правительством РФ, продолжают действовать соглашения, заключенные Правительством СССР.
К действующим двусторонним соглашениям об избежании двойного налогообложения доходов, а в некоторых случаях и имущества, относятся соглашения, заключенные Правительством РФ (бывшим СССР) со следующими странами: Австрийской Республикой (от 10 апреля 1981 г.; действует с 1 октября 1982 г.), Азербайджанской Республикой (от 3 июля 1997 г.), Республикой Албания (от 11 апреля 1995 г.; ратифицировано 26 февраля 1997 г.), Республикой Беларусь (от 21 апреля 1995 г.), Королевством Бельгии (от 16 июня 1995 г.; действует с 18 декабря 1996 г.), Республикой Болгария (от 8 июня 1993 г.), Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (от 15 февраля 1994 г.; действует с 19 марта 1997 г.), Венгерской Республикой (от 1 апреля 1994 г.; ратифицировано 25 мая 1997 г.), Социалистической Республикой Вьетнам (от 27 мая 1993 г.), Федеративной Республикой Германии (от 29 мая 1996 г.; действует с 18 декабря 1996 г.), Королевством Дании (от 8 февраля 1996 г.; действует с 26 февраля 1997 г.), Государством Израиль (от 25 апреля 1994 г.), Республикой Индия (от 20 ноября 1988 г.; действует с 5 июня 1989 г.), Ирландией (от 29 апреля 1994 г.), Испанией (от 1 марта 1985 г.; действует с 7 августа 1986 г.), Итальянской Республикой (от 9 апреля 1996 г.; действует с 5 октября 1997 г.), Республикой Казахстан (от 18 октября 1996 г.; ратифицировано 28 апреля 1997 г.), Канадой (от 5 октября 1995 г.; действует с 26 февраля 1997 г.), Республикой Кипр (от 29 октября 1982 г.; действует с 26 августа 1983 г.), Китайской Народной Республикой (от 27 мая 1994 г.; действует с 26 февраля 1997 г.), Республикой Корея (от 19 ноября 1992 г.), Великим Герцогством Люксембург (от 27 июня 1993 г.; ратифицировано 19 марта 1997 г.), Малайзией (от 31 июля 1987 г.; действует с 1 июля 1988 г.), Республикой Мали (от 25 июня 1996 г.), Королевством Марокко (от 4 сентября 1997 г.), Республикой Молдова (от 12 апреля 1996 г.; ратифицировано 28 апреля 1997 г.), Монголией (от 5 апреля 1995 г.; ратифицировано 26 февраля 1997 г.), Королевством Нидерландов (от 16 декабря 1996 г.), Королевством Норвегия (от 15 февраля 1980 г.; действует с 29 марта 1981 г.), Республикой Польша (от 22 мая 1992 г.; действует с 1 января 1994 г.), Румынией (от 27 сентября 1993 г.), Словацкой Республикой (от 24 июня 1994 г.; ратифицировано 26 февраля 1997 г.), Республикой Словения (от 29 сентября 1995 г.; ратифицировано 26 февраля 1997 г.), Соединенными Штатами Америки (от 17 июня 1992 г.; действует с 1 февраля 1994 г.), Украиной (от 8 февраля 1995 г.), Республикой Узбекистан (от 2 марта 1994 г.; ратифицировано 24 апреля 1995 г.), Республикой Филиппины (от 26 апреля 1995 г.; ратифицировано 26 февраля 1997 г.), Финляндской Республикой (от 4 мая 1996 г.; действует с 5 октября 1997 г.), Французской Республикой (от 26 ноября 1996 г.), Республикой Хорватия (от 2 октября 1995 г.; ратифицировано 26 февраля 1997 г.), Чешской Республикой (от 17 ноября 1995 г.; ратифицировано 26 февраля 1997 г.), Швейцарской Конфедерацией (от 15 ноября 1995 г.; действует с 1 января 1998 г.), Королевством Швеции (от 15 июня 1993 г.), Союзной Республикой Югославией (от 12 октября 1995 г.; ратифицировано 26 февраля 1997 г.), Японией (от 18 января 1986 г.; действует с 27 ноября 1986 г.).
Действующие международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины. Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных Правительством СССР. Такие соглашения заключены с Алжирской Народно-Демократической Республикой (от 11 июня 1988 г.), с Аргентинской Республикой (от 30 марта 1979 г.), с Греческой Республикой (от 27 января 1976 г.), Иракской Республикой (от 26 сентября 1974 г.), Ирландией (от 17 декабря 1986 г.), Французской Республикой (от 4 марта 1970 г.). Россия является членом Женевских дипломатических и консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 г.). В отношениях с отдельными странами в 90-е гг. продолжали действовать соглашения между странами Совета Экономической Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (заключено 27 мая 1977 г. в отношении Монголии, Словакии и Чехии), а также об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 17 мая 1978 г.; продолжало действовать в отношении тех же стран). Самостоятельную группу составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества РФ со странами — членами СНГ: соглашение с Азербайджанской Республикой (от 3 июля 1997 г.), соглашение с Республикой Беларусь (от 21 апреля 1995 г.), соглашение с Республикой Узбекистан (от 2 марта 1994 г.; ратифицировано 24 апреля 1995 г.), с Украиной (от 8 февраля 1995 г.). Основным документом, регламентирующим взаимоотношение стран — членов СНГ в сфере налогообложения, является Соглашение между правительствами государств — участников «О согласованных принципах налоговой политики» от 13 марта 1992 г. В соответствии с этим документом с целью обеспечения единого методологического подхода к заключению Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества главы правительств договорились использовать между собой и с третьими странами Типовое соглашение. Эта договоренность была закреплена в Протоколе «Об унификации подхода и заключения Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» от 15 мая 1992 г. Протокол был подписан в г. Ташкенте (Узбекистан) в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр Протокола хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направило государствам, подписавшим Протокол, его заверенную копию. Этот документ был подписан представителями 11 Правительств: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, РФ, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины и Республики Молдова.
Принятое Типовое соглашение является приложением к указанному Протоколу. Текст Типового соглашения идентичен Типовому соглашению об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, утвержденному Правительством РФ в постановлении «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» от 28 мая 1992 г. № 352. Правительство РФ постановило: одобрить представленный Минфином РФ проект Типового соглашения, поручить Минфину РФ с привлечением Госналогслужбы РФ и заинтересованных министерств и ведомств провести переговоры с уполномоченными органами других государств о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и подписать указанные соглашения от имени Правительства РФ. Министерству финансов разрешено в случае необходимости вносить в проект Типового соглашения изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера. Изменения и дополнения, имеющие принципиальный характер, могут быть внесены в проект Типового соглашения по решению Правительства РФ.
Типовое соглашение состоит из преамбулы, 27 статей и заключения, указывающего, что соглашение совершено в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу. Указывается дата подписания Соглашения и его языки. В ст. 1 определяются лица, к которым применяется Соглашение, в ст. 2 — налоги, на которые распространяется Соглашение, в ст. 3 даются общие определения, ст. 4 содержит разъяснение термина «постоянное представительство» для целей Соглашения, ст. 5 регламентирует порядок налогообложения прибыли от коммерческой деятельности, ст. 6 характеризует порядок налогообложения доходов от международных перевозок, ст. 7 — порядок налогообложения дивидендов, ст. 8 — процентов, ст. 9 — доходов от недвижимого имущества, ст. 10 — доходов от продажи недвижимого и движимого имущества, ст. 11 — доходов от авторских прав и лицензий, ст. 12 — доходов от работы по найму, в ст. 13 регламентируется налогообложение доходов от независимой личной деятельности, в ст. 14 — гонораров директоров, в ст. 15 — доходов в форме вознаграждений, выплачиваемых из государственных фондов Договаривающихся Государств, в ст. 16 определяется порядок обложения налогом пенсий, в ст. 17 дается характеристика особенностей налогообложения доходов работников искусств и спортсменов, в ст. 18 — преподавателей, ученых, студентов и практикантов, ст. 19 определяет порядок налогообложения «других доходов», т.е. доходов, о которых не говорится в предыдущих статьях, ст. 20 определяет особенности налогообложения недвижимого и движимого имущества в особых случаях, в ст. 21 дается механизм устранения двойного налогообложения, ст. 22 фиксирует принцип недискриминации налогоплательщиков, в ст. 23 устанавливаются правила обмена информацией, в ст. 24 фиксируется порядок проведения взаимосогласительных процедур при возникновении спорных ситуаций, в ст. 25 констатируется, что никакие положения договора не затрагивают налоговых привилегий сотрудников дипломатических представительств и консульств, предоставленных нормами международного права или в соответствии с положениями специальных Соглашений, ст. 26 определяет порядок вступления Соглашения в силу, а ст. 27 — порядок прекращения действия Соглашения. Как правило, в соглашениях устанавливается значение следующих терминов международного налогового права: договаривающиеся государства, лицо, компания, международная перевозка, компетентный орган и др. Как правило, при применении соглашения любой не определенный в нем термин, если из контекста не вытекает иное, имеет то значение, которое он имеет по национальному законодательству того государства, в котором возникает доход и расположено имущество.
Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.