- СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА
- (СТЗ) — таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом ТК (ст. 75 ТК). Ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, которое ввезло товары в СТЗ (ст. 85 ТК).
Создание свободной таможенной зоны регламентировано в ст. 76 ТК. СТЗ, как территория, на которой действует таможенный режим свободной таможенной зоны, создается по решению Правительства РФ, принимаемому по совместному представлению ГТК и Российского агентства международного сотрудничества и развития, согласованному с Министерством экономики РФ, Минфином, ЦБ РФ, а также с органами государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Порядок рассмотрения обращения о создании СТЗ определяется совместно ГТК и Российским агентством международного сотрудничества и развития. Обращение о создании СТЗ должно включать технико-экономическое обоснование необходимости создания такой зоны, планы и программы ее развития. Правительство РФ вправе отменить решение о создании СТЗ, если ее функционирование не соответствует требованиям ТК либо законодательных актов РФ о такой зоне. В случае отмены указанного решения свободная таможенная зона должна быть ликвидирована в течение шести месяцев. В СТЗ допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, исключая их розничную продажу, при условии соблюдения положений ТК. В целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и, исходя из характера товаров на осуществление операций с товарами в СТЗ, могут устанавливаться отдельные запреты и ограничения. Такие запреты и ограничения в отношении свободных таможенных зон устанавливаются Правительством РФ. Таможенные органы РФ могут запрещать отдельным лицам осуществление операций с товарами в СТЗ, если эти лица не соблюдают положений ТК и иных актов законодательства РФ, либо отказывать таким лицам в доступе в СТЗ. Правительство РФ и ГТК в пределах своей компетенции вправе ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в СТЗ (ст. 79 ТК). Товары могут находиться в СТЗ без ограничения сроков (ст. 80 ТК). При наличии достаточных оснований таможенные органы РФ вправе осуществлять таможенный контроль за товарами, находящимися в СТЗ.
Таможенное оформление товаров, ввозимых в СТЗ, а также вывозимых из СТЗ, может осуществляться в упрощенном порядке, определяемом ГТК. Возведение зданий, строений и сооружений в свободной таможенной зоне допускается по согласованию с таможенным органом РФ (ст. 81 ТК). Лица, осуществляющие операции с товарами в СТЗ, ведут учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров и представляют таможенным органам РФ отчетность об этих товарах в порядке, определяемом ГТК. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах СТЗ, должны отражаться в учетных документах (ст. 82 ТК). При ввозе иностранных и российских товаров в СТЗ таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются. При ввозе товаров с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории РФ и при вывозе товаров с территории СТЗ за пределы РФ таможенные пошлины, налоги взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров. По просьбе заинтересованного лица таможенные органы РФ удостоверяют происхождение товаров сертификатом в порядке, определяемом ГТК.
При отсутствии сертификата товар рассматривается как российский в целях взимания вывозных таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики при вывозе и как иностранный товар — в иных целях (ст. 83 ТК). При ввозе товаров, предназначенных для вывоза за пределы РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, в СТЗ такие товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров. Фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня возврата таможенных пошлин, налогов или освобождения от них. При возвращении товаров, подлежащих вывозу за пределы РФ, с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории РФ либо при неосуществлении фактического вывоза в течение установленных сроков уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам рефинансирования ЦБ РФ (ст. 84 ТК). ГТК и Министерством экономики РФ утверждено «Положение об основных требованиях к содержанию технико-экономического обоснования необходимости создания свободных складов, а также необходимости создания свободных таможенных зон и осуществления локальных проектов на их территории» (от 2 ноября 1999 г. № 01-23/28135, СА-693).
Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.