- НАЛОГИ, СЛУЖАЩИЕ ИСТОЧНИКАМИ ОБРАЗОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ФОНДОВ
- — группа федеральных налогов, взимаемых по Закону об основах налоговой системы, платежи по которым зачислялись в дорожные фонды в порядке, определяемом законодательными актами РФ о дорожных фондах, установлены Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-I «О дорожных фондах в РФ». Данную группу составляли: налог на реализацию горюче-смазочных материалов; налог на пользователей автомобильных дорог; налог с владельцев транспортных средств; налог на приобретение автотранспортных средств. Федеральный налог на отдельные виды транспортных средств не относился к указанной группе налогов.
Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-I предусматривал образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) и определял общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них. На территории РФ финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществлялось за счет целевых внебюджетных средств (за исключением налогов, собираемых на территориях закрытых административно-территориальных образований), концентрируемых: в Федеральном дорожном фонде РФ; в дорожных фондах субъектов РФ (территориальные дорожные фонды). Средства Федерального дорожного фонда РФ и территориальных дорожных фондов имели специальное назначение и не подлежали изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования.
Средства Федерального дорожного фонда РФ направлялись на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством. Из указанного фонда могли выделяться субвенции и дотации для выравнивания уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования на территории РФ, относящихся к собственности субъектов РФ. Размер субвенций и дотаций, а также нормативы отчислений от зачисляемого в Федеральный дорожный фонд РФ федерального налога на пользователей автомобильных дорог ежегодно устанавливался федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. При этом расчет субвенций и дотаций субъектам РФ осуществлялся с учетом ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог. В Федеральный дорожный фонд РФ зачислялись: налог на реализацию горюче-смазочных материалов; акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан; федеральный налог на пользователей автомобильных дорог. В территориальный дорожный фонд зачислялись: федеральный налог на пользователей автомобильных дорог по ставке, установленной законодательными (представительными) органами субъектов РФ; налог с владельцев транспортных средств; налог на приобретение автотранспортных средств. В случае введения иностранными государствами сбора за проезд по их автомобильным дорогам могли устанавливаться аналогичные сборы на территории РФ. Порядок и размер сборов устанавливаются Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 24 июня 1998 г. № 638). Средства указанного сбора зачислялись в Федеральный дорожный фонд РФ. Сумма платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог, налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение автотранспортных средств включалась предприятиями, учреждениями, объединениями и организациями в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг). Порядок исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды, определялся в Инструкции ГНС от 15 мая 1995 г. № 30. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ пп. «м» ст. 19 Закона об основах налоговой системы исключен. С 1 января 2003 г. подлежит взиманию транспортный налог.
Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.