- ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ
- — часть стоимости товаров (работ, услуг), приращенная непосредственно на данном предприятии, в данном подразделении, торговом, посредническом звене; экономический показатель, характеризующий формирование и прирост стоимости товара на всех стадиях его производства и реализации. Показатель добавленной стоимости используется с середины XIX в., а начиная с 1875 г. приводится в американских промышленных цензах. Экономическое содержание этого показателя состоит в том, что стоимость приобретенных предприятием и использованных в производственном процессе материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива и т.п.) возрастает на нем в результате присоединения к ней перенесенной стоимости средств труда (износа основных производственных фондов) и живого труда работников предприятия. Добавленная стоимость определяется как разность между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) в фактических ценах реализации и суммой материальных затрат предприятия на ее производство и реализацию. К материальным затратам относятся:
1) стоимость фактически израсходованных, учтенных в себестоимости реализованной продукции сырья и материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии, производственных услуг сторонних организаций (например, по ремонту основных производственных фондов);
2) затраты, связанные с использованием природного сырья; запасные части для ремонта оборудования и транспортных средств;
3) износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Там, где нет оборота по реализации продукции (работ, услуг), там нет и добавленной стоимости. Добавленную стоимость составляют: заработная плата производственного персонала; отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды; амортизация основных производственных фондов и прибыль. Показатель добавленной стоимости был принят за основу определения налоговой базы по НДС, впервые введенному во Франции в 1954 г. по предложению экономиста П. Лоре.
Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.