МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
— двусторонние международные договоры о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, заключенные Российской Федерацией со следующими странами, входящими в СНГ: Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдовой, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной. Все указанные соглашения вступили в силу. В соответствии с этими соглашениями, в целях обеспечения надлежащего исполнения налогового законодательства, договаривающиеся стороны обязаны оказывать друг другу содействие в предотвращении и пресечении нарушения налогового законодательства, в предоставлении информации об изменениях в национальных налоговых системах, обучении кадров и других областях, требующих совместных действий.

Структура этой группы международных соглашений является типовой, эти соглашения относятся к разряду межправительственных. Основной задачей соглашений является определение сферы деятельности и важнейших принципов взаимодействия налоговых органов Договаривающихся Государств. Тексты соглашений содержат следующие статьи: определение терминов, сферы применения соглашений; формы и содержания запросов о содействии, порядок исполнения запросов; содержание информации, предоставляемой налоговыми органами; порядок представления документов и других материалов; порядок передачи информации; соблюдение конфиденциальности; исполнение соглашений; порядок вступления в силу и прекращение действия соглашений. Статья, содержащая определения терминов, применяемых в соглашениях о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, ограничивается толкованием узкого круга понятий, используемых в соглашениях этого типа: налоговое законодательство, нарушение налогового законодательства, компетентные налоговые органы, запрашивающая и запрашиваемая налоговые службы. Эти соглашения не содержат никаких дополнительных определений налоговых терминов, а также не предусматривают какой-либо процедуры согласования методологических вопросов, связанных с унификацией трактовок категорий, применяемых в национальных налоговых законодательствах договаривающихся сторон.

Под налоговым законодательством для целей соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи понимается совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и порядок их взимания на территории страны и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. Как видно из определения, термин «налоговое законодательство» имеет расширительную трактовку, объединяя как акты налогового законодательства (акты законодательства о налогах и сборах), так и акты органов исполнительной власти, а также нормативные акты, издаваемые отдельными министерствами и ведомствами. Под «нарушением налогового законодательства» понимается противоправное действие или бездействие, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком обязательств перед бюджетом, за которое установлена юридическая ответственность. Под «компетентными налоговыми органами» для целей указанных соглашений понимаются государственные налоговые службы. К этой категории не отнесены иные органы государственного контроля, такие как служба налоговой полиции, органы по валютному и экспортному контролю, таможенные службы и центральные банки. Взаимодействие этих органов по вопросам сотрудничества в сфере налогообложения возможно лишь через национальные налоговые службы. Под «запрашивающей налоговой службой» в соответствии с соглашением понимается компетентный налоговый орган стороны, который делает запрос об оказании содействия, а под «запрашиваемой налоговой службой» — компетентный орган стороны, который получает такой запрос. В соответствии с соглашениями стороны обязуются оказывать друг другу взаимное содействие в следующих областях:

— предотвращение и пресечение нарушений налогового законодательства;

— предоставление информации о соблюдении налогового законодательства юридическими лицами и физическими лицами;

— предоставление информации о национальных налоговых системах и текущих изменениях налогового законодательства;

— создание и функционирование компьютерных систем, обеспечивающих работу налоговых органов;

организация работы с налогоплательщиками и налоговыми органами, включая разработку методической документации по соблюдению контроля налоговых законодательств;

— обучение кадров и обмен специалистами;

— другие вопросы, требующие совместных действий. Положения соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи не препятствуют сотрудничеству налоговых органов в соответствии с иными соглашениями, заключаемыми между участниками. Вопросы сотрудничества по созданию и функционированию компьютерных систем, организации работы с налогоплательщиками, разработке методических рекомендаций по обеспечению контроля, обучению кадров и обмену специалистами не раскрываются в тексте соглашений. Не предусматриваются ни формы, ни объемы, ни рамки, ни источники финансирования этих мероприятий. По существу, соглашения между правительствами стран СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства регулируют детально лишь одну сферу взаимоотношений договаривающихся сторон — передачу информации, документов и материалов о налогоплательщиках по запросам о содействии. Содействие налоговых органов осуществляется в рамках прямых связей официальных должностных лиц, определяемых руководителями этих органов.

В России такими официальными должностными лицами являются: Руководитель МНС; Заместитель руководителя МНС, курирующий вопросы международных связей; Начальник Управления международных связей и взаимодействия с налоговыми органами стран СНГ. Статьи по соблюдению конфиденциальности содержат положения о том, что информация, касающаяся конкретных налогоплательщиков, является конфиденциальной и обеспечивается режимом защиты в соответствии с национальным законодательством и требованиями компетентного налогового органа запрашиваемой стороны. Полученная информация может быть использована сторонами только в целях заключенных соглашений, в том числе для административного и судебного разбирательства. Для иных целей информация может быть использована только с согласия запрашиваемой стороны. В статьях об исполнении соглашения указывается, что стороны будут стремиться к достижению взаимного согласия и урегулированию спорных вопросов, которые могут возникнуть при толковании или применении соглашений; будут, при необходимости, проводить консультации по вопросам оценки реализации соглашения и целесообразности внесения изменений. Соглашения содержат пункты о возможности заключения дополнительных соглашений по отдельным вопросам. Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства вступают в силу с момента подписания и прекращают свое действие по истечении шести месяцев со дня, когда одна из сторон сообщит другой стороне в письменной форме о своем намерении прекратить его действие.


Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. . 2003.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА" в других словарях:

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения между странами по поводу взаимного регулирования пределов налоговой юрисдикции (сферы применения налогового законодательства) и другим вопросам налогообложения. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных… …   Энциклопедия российского и международного налогообложения

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ — межгосударственные (межправительственные) соглашения, регламентирующие вопросы налогообложения; разновидность международных договоров. Могут заключаться как двусторонние, так и многосторонние соглашения. По содержанию международные налоговые… …   Энциклопедия российского и международного налогообложения

  • Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией — Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой послужил основой для советско финских отношений в период между 1948 и 1992 годами. Договор с Финляндией был подписан 6… …   Википедия

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КОНВЕНЦИИ — – соглашения между государствами, регулирующие международные пассажирские и грузовые ж. д. перевозки. Многосторонняя М. ж. к. была заключена рядом капиталистических государств в 1886 г. в Берне. В 1890 г. на конференции представителей ж. д.… …   Советский юридический словарь

  • Пограничные соглашения —         международные соглашения, заключаемые сопредельными государствами и регулирующие отношения между ними по вопросам государственной границы (см. Границы государственные). К П. с. относятся прежде всего договоры о делимитации границ (См.… …   Большая советская энциклопедия

  • СОВЕТСКО-ПОЛЬСКИЕ — ПНР — ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ — Соглашение 1944 между правительством СССР и Польским комитетом нацио нального освобождения Об отношениях между Советским главнокомандующим и польской администрацией после вступления советских войск на территорию Польши подписано 26 июля в Москве… …   Советская историческая энциклопедия

  • Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и САР (1980) — Договор о дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Сирийской Арабской Республикой был подписан правительством СССР и правительством Сирийской Арабской Республики 8 октября 1980 года в Москве. Согласно документу …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ — Пакт О ненападении между СССР и Францией 1932 подписан 29 нояб. в Париже полпредом СССР во Франции В. С. Довгалевским и пред. Совета Министров и мин. иностр. дел Франции Э. Эррио. СССР и Франция обязывались не прибегать к войне друг против друга… …   Советская историческая энциклопедия

  • Российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве — Владимир Путин и Цзян Цзэминь на церемонии подписания совместных документов. Москва, Большой кремлёвский дв …   Википедия

  • СССР. Внешняя торговля и внешние экономические связи —         Внешняя торговля          Развитие внешней торговли. Внешняя торговля России отражала характер её экономики. Главную роль в экспорте играли продовольственные товары и сырьё для их производства (54,7% всего экспорта в 1913). В импорте… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»